ВЫЖИВАНИЕ - SURVIVE - ПРЯМОЙ УЗЕЛ
ВЫЖИТЬ ВМЕСТЕ
САМОЛОВЫ
УЗЛЫ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Форма входа
 ПРЯМОЙ УЗЕЛ

а — обычный способ вязки; б — морской способ вязки; в — ткацкий способ

г — морской способ развязывания

Этот замечательный узел досто ин того, чтобы о нем рассказать подробнее. Археологиче ские находки свидетельствуют о том, что примерно за пять тысяч лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древ ние греки и римляне называли его Nodus Hercules — гер кулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл так завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и при лечении переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязан ных один над другим в разные стороны. Это обычный, са мый простой 

способ его вязки (рис. 25, а).

Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глу бокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки (рис. 25, б). Ткачи, которые применяют пря мой узел для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завя зывают его особым, удобным им способом (рис. 25, а).

Автор книги берет на себя смелость заявить, что в тол ковании характеристики прямого узла и в рекомендациях по его применению, опубликованных во всех без исключе ния отечественных изданиях, была допущена грубая ошиб ка. Ее не исправили до сих пор, забыли о ней и уверовали в то, что этот узел «надежно служит для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины» и что «его очень трудно развязать, если он затянется».

Вот что сообщают нам о прямом узле современные мор ские справочники и учебники, изданные в нашей стране за последние годы.

«Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины. При сильном натяжении и намокании прямой узел затягивается и развязать его быва ет очень трудно. Поэтому при связывании прямым узлом толстых тросов в узел необходимо вставить «клевант» (Справочник по морской практике. М.: Воениздат, 1969, с. 192). Почти то же самое говорится о прямом узле в ат ласе В. В. Григорьева и В. М. Грязнова «Судовые такелаж ные работы» (М.: Транспорт, 1975, с. З): «Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягива ет. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш».

Мысль о том, чтобы прямым узлом брать рифы, сегод няшним морякам покажется абсурдной. Но именно им, прямым узлом, во времена парусного флота брали на судах с прямым вооружением рифы: двумя риф-сезнями привя зывали верхнюю часть полотнища прямого паруса к риф-лееру. Рифовым же узлом (см. рис. 94) брали рифы на ма лых судах (ялах, баркасах и яхтах), подбирая часть паруса вдоль нижней шкаторины, и связывали ее с риф-штертами.

Несколько лет назад автор этих строк обратил внимание на тот факт, что почти во всех морских словарях и учебни ках по морской практике, изданных в нашей стране в про шлом веке, узел, о котором идет речь, имел два назва ния — «прямой», и, как это ни странно, он же «рифовый». Для примера заглянем в «Объяснительный морской сло варь», составленный В. В. Бахтиным и изданный в С.-Пе тербурге в 1894 году (с. 265—266): «Прямой узел или ри фовый (Reef Knot; Right Knot) вяжется из двух концов. Сперва вяжут простой узел, потом конец, вытянутый правой рукой, передается в левую, а другой конец, взятый сверх первого, продевается под оный и обтягивается. Из этого видно, что рифовый узел состоит из двух простых уз лов, вязанных один над другим. Соответствующие концы обоих простых узлов должны быть по ту же сторону всего узла, тогда только он называется прямым; в противном случае выйдет косой узел».

Советский адмирал К. С. Самойлов в своем двухтомном «Морском словаре» (М.—Л.: Военмориздат, 1939—1941, с. 465) также дает второе название этого узла: «Узел пря мой (Reef Knot) — узел, которым связывают два конца для слабой тяги, так как при сильной тяге (если в середину уз ла не заложить клевант) он так затягивается, что его нель зя будет развязать и придется резать».

Совершив экскурс в старые и современные энциклопе дии, справочники, словари и учебники по морскому делу, изданные за рубежом, автор может констатировать сле дующее.

В английском языке прямой узел назывался и до сих пор называется «The Reef Knot» — рифовым узлом. Это название ввел в свой морской словарь английский адмирал Джон Смит в 1627 году. Термин «прямой узел» (The Square Knot) ввел в английский морской язык американ ский писатель Ричард Дана в 1841 году. Он известен тем, что, будучи по профессии юристом, нанялся простым мат росом на торговое парусное 

судно, проплавал два года и после этого издал великолепную книгу «Два года матро сом» и составил отличный английский толковый морской словарь. Помимо этих двух названий, прямой узел говоря щие на английском языке моряки называют матросским, правильным, крепким и обычным. Но официальное и наи более распространенное наименование узла, который мы называем прямым узлом, в английском языке все же «The Reef Knot» — рифовый узел. Скандинавские моряки его называют рифовым узлом: шведы — «Rabandsknop», датча не и норвежцы — «Raabandsknob».

Оказывается, что прямой узел во времена парусного флота применялся в первую очередь не «для связывания тросов примерно одинаковой толщины», а для взятия ри фов. Вот что говорится об этом в одном из лучших англий ских морских словарей по парусному делу — «Словаре морских терминов», составленном А. Анстедом в 1897 году, который с тех пор регулярно каждые 5—7 лет переиздается в Глазго: «Самым обычным узлом для связки является ри фовый, или прямой, узел. Он применим во многих случа ях, как, например, для привязывания верхней шкаторины паруса к гафелю, к рею и пр., но он получил свое название (рифовый) благодаря тому, что этим узлом всегда вязали риф-сезни».

Точную и исчерпывающую формулировку прямому узлу дает Ренэ де Кершов в своем «Международном морском словаре» (Нью-Йорк, 1972): «Рифовый узел — это узел, состоящий из двух последовательно завязанных полуузлов, служащий для связывания тросов одинаковой толщины. Обычно применялся для взятия рифов парусов ввиду лег кости, с которой его можно раздернуть».

То, что мы подразумеваем под названием «рифовый узел» (см. рис. 94), во всех пособиях по морской практике на английском языке именуется не просто «The Reef Knot», a «The Slipped Reef Knot» (скользящий рифовый узел) или «The Draw Knot» и «The Half Bow Knot». Ренэ де Кершов пишет об этом так: «Скользящий рифовый узел — узел, подобный обычному рифовому узлу, развязывается еще легче. Так же называется The Half Bow Knot». 

Как же развязывается прямой узел, который согласно единодушно принятой нашими специалистами характерис тике «так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать»? Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1—2 секунды. Завяжите прямой узел, как показано на верхней схеме рис. 25, г. Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г.Сильно 

потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кис ти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь). Резко и сильно дерните концы в разные сторо ны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в ле вую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачи вает все свои свойства. Он так же легко развяжется, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно по тянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец -Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец впра во, за коренной тяните влево и наоборот.

При развязывании прямого узла не следует забывать, что, с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов. Даже намокший прямой узел, завязанный на самом толстом растительном тросе, который находился под сильной тягой (без вставлен ного клеванта), можно всегда развязать, взяв один из ходо вых концов на шпиль или лебедку. Во всяком случае, ре зать трос не нужно.

Итак, читатель теперь, очевидно, согласен, что характе ристика прямого узла, появившаяся по непонятной причи не за последние семьдесят лет в нашей стране, ошибочна. Более того, крайне важно нашим авторам пособий по мор ской практике и такелажному делу пересмотреть толкова ние самой сущности прямого узла и рекомендации по его применению.

Видимо, только в нашей стране к этому узлу существу ет необоснованно почтительное отношение. Моряки других стран к нему относятся более трезво и даже с предубежде нием. Например, ни в одном зарубежном пособии по узлам нет такой опасной рекомендации по прямому узлу, которая содержится в упомянутом нами «Справочнике по морской практике»: «Прямой узел применяется для связывания двух тросов примерно одинаковой толщины».

В широко известной за рубежом «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее:

«Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначе ние — им связывали риф-сезни парусов, когда брали ри фы. Прежде моряки никогда не применяли его для связы вания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползет и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линем к коренному концу». В другом месте своей книги Ашлей пи шет: «Этот узел, примененный для связывания двух тро сов, унес больше человеческих жизней, нежели 

дюжина других узлов, вместе взятых».

Не очень восторженно отзывался о прямом узле извест ный в свое время американский капитан дальнего плавания Феликс Ризенберг — автор одного из лучших учебников для моряков на английском языке: «Типовая морская прак тика для моряков торгового флота» (Нью-Йорк, 1922). Он писал: «Рифовый, или прямой, узел, как свидетельствует его название, применялся для вязки риф-сезней... Этот узел используется во многих случаях, хотя никогда не мо жет быть достаточно надежным, если его ходовые концы не прихвачены. Он не должен быть применен для связывания тросов для тяги. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.».

К сожалению, многие составители различных руко водств и пособий для такелажников, строителей, пожар ных, скалолазов и горноспасателей до сих пор рекомендуют прямой узел для связывания двух тросов. Попробуйте свя зать два капроновых троса «примерно одинаковой толщи ны» прямым узлом и вы тут же убедитесь, что даже при не очень сильной тяге этот узел не держит, а при случайном рывке за один из его ходовых концов он наверняка приве дет к трагедии.

И, наконец, заканчивая рассуждения о прямом узле, за метим, что здесь самое парадоксальное заключается в том, что древние римляне называли его «женским узлом», пото му что именно «геракловым узлом» молодые римлянки за вязывали кушаки своих туник в первую брачную ночь. Молодой супруг должен был развязать этот узел. И, со гласно поверью, если он делал это быстро, невесте не грозило бесплодие.


Copyright MyCorp © 2016
Поиск
РУКОВОДСТВО
  • РУКОВОДСТВО ПО ВЫЖИВАНИЮ
  • ПОЛЯРНЫЕ ЗОНЫ
  • КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
АЗБУКА БПТ
КРАТКАЯ СПРАВКА
КАТАСТРОФЫ
МЕД ПОМОЩЬ
  • МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
  • ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИИ
  • КРОВОТЕЧЕНИЯ
  • ПРЕПОРАТЫ КРОВИ-ЗАМЕНА
  • ЗАКРЫТЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ
  • ШОК
  • РАНЫ
  • ОБЩАЯ ДЕСМУРГИЯ
  • ЧАСТИЧНАЯ ДЕСМУРГИЯ
  • ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ
  • ТЕРМИЧЕСКОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ
  • ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ
  • ЗАБОЛЕВАНИЕ ОРГАНОВ
  • ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВЫ
  • ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
  • РЕАНИМАЦИЯ
  • МЕДИЦИНСКИЙ СЛОВАРЬ
Статистика
http://www.liveinternet.ru/stat/survive.3dn.ru/
Block title
Block content




Создать бесплатный сайт с uCoz